Ольга и Назар Романив – успешная семья, управляющая компанией по выращиванию фруктов и производству соков «Сады Прикарпатья». История их бизнеса началась еще в 2005 году, когда родители Назара купили 150 га яблочных садов на Западной Украине. Купили просто потому, что цена была хорошая, и им нравилось заниматься садом. Но через 5 лет семья Романив задумалась – а что дальше? Решили наращивать площади под яблоком и продавать его – этот фрукт пользовался самым большим спросом.
А потом семья Романив во время турпоездок по Европе попала на небольшое семейное производство соков в Австрии, и попробовала сок прямого отжима – когда сок после отжима сразу пастеризуется и тут же закрывается в бутылки. Оказалось, что этот сок намного вкуснее того, который они привыкли покупать в супермаркетах.
Романив загорелись идеей создать такое же производство в Украине, тем более, что фруктов у них было в достатке, но главное – к тому времени у молодой пары появились дети, которым хотелось дать самые лучшие и экологически чистые продукты.
В создание производства соков вложили 80 тыс. евро собственных сбережений – была закуплена техника и оборудование. Поначалу «Сады Прикарпатья» выпускали только яблочный сок. Но рядом с яблочным садом были заросли черноплодной рябины (аронии), которые хотели выкорчевать – кустарник колючий и эти ягоды очень сложно собирать. Но Назар попробовал эти ягоды и пришел в восторг от их вкуса, а когда добавил сок ягод в яблочный – вкус получился просто фантастический. Так у компании появился яблочно-арониевый сок.
Однако молодые производители сока столкнулись с проблемой сбыта – торговые сети, привыкшие к крупным производителям, не хотели брать продукцию «Садов Прикарпатья», ведь компания производит по сравнению с гигантами индустрии совсем крохотные объемы. Например, выращивая менее 3 тыс. тонн яблок, они выделяют на производство сока только 400 тонн, а это – только 200 тонн готового сока, или 200 тыс. литровых бутылок. И если в супермаркетах ведущие производители соков со своим товаром могут занимать на полках целых 5 метров, то «Сады Прикарпатья» производят только 5 видов сока. Крупным торговым сетям такие мелкие производители попросту не интересны.
Однако Ольга Романив, получая отказы в торговых сетях, не сдавалась. Она раз за разом объясняла, почему их сок – самый лучший и найдет своего потребителя. Ведь это сок, произведенный сразу после сбора яблок. Фактически, «Сады Прикарпатья» производят соки только в сезон сбора урожая, яблоки не лежат на складах, а тут же отжимаются и продукция фасуется по бутылкам. Поэтому этот сок идеально подходит для тех, кто проповедует здоровый образ жизни, и следит за тем, чтобы продукты питания содержали как можно меньше консервантов и прочей «химии». Фактически, это 100%-ный сок, его Романивы принципиально не разбавляют водой и поэтому в каждой бутылке – только 2 кг отжатых в сок яблок.
В итоге сок Романивых нашел своего покупателя. Его охотно закупают различные эко-лавки, продающие экологически чистые продукты, рестораны, которые могут предложить клиентам не тривиальный сок, и даже аптеки.
Однако Романивы захотели развивать свой бизнес далее, и выйти на зарубежных потребителей. А для этого нужно было «довести» свое производство до высоких европейских стандартов – как до стандартов безопасности, так и внедрить европейскую систему контроля качества товара. В итоге пришлось вложить в доработку производства еще 600-800 тыс. гривен. Но продажа соков за рубеж оказалась сложным делом – очень дорогой выходит доставка сока, упакованного в тяжелые стеклянные бутылки. К тому же на поставку соков в Европу из Украины существуют квоты, которые вычерпываются практически сразу после открытия.
Но вот с продажей яблок иностранным покупателям проблем нет. Как признался Назар Романив, украинские бизнесмены часто жалуются, что им сложно найти партнеров, хотя секрет в этом деле простой: пишешь 100 компаниям письма, отвечают только три из них, потом еще две «отсеиваются», но одна компания – соглашается работать.
А Ольга Романив, которая в период создания и развития «Садов Прикарпатья» еще и дважды стала мамой, написала список советов тем, кто хочет заниматься своим собственным делом. В этом списке есть совет делать то, чего еще нет на рынке и делать все постепенно, но быстро. Есть совет понять, кто будет клиентом твоего бизнеса, найти партнера, у которого такие же ценности. Есть совет переступать через свои страхи и двигаться вперед, несмотря на трудности, даже если свое дело решила построить женщина, у которой на руках дети. «Посмотрите, сколько мам делают небольшие продукты, а крупные компании их покупают потом. Другие мамы могут быть клиентами своего бизнеса, и здесь на руку – отличное понимание мамами потребностей рынка», - сказала Ольга Романив.
Однако самый ценный совет, который дает Ольга Романив, такой: у твоего бизнеса должна быть высшая идея, бизнес не должен быть только для того, чтобы заработать деньги. У твоего дела должна быть миссия, или, если хотите, высшая цель.
История Романивых учит, что успеха можно добиться, даже конкурируя с крупными транснациональными компания. Главное – производить то, что нужно людям. В этом ключе показательна и история успеха «Кредитона» - эта компания успешно конкурирует с крупными банками, поскольку предлагает клиентам то, что им нужно –кредиты, которые можно получить быстро и просто.